18-06-2011 / Голос России / Итоги недели: арктический диалог продолжается |
![]() |
![]() |
![]() |
Об Институте | |||||
Итоги недели: арктический диалог продолжается
В норвежском Киркенесе прошла российско-норвежская научная конференция по инновационному и безопасному развитию Евроарктического региона (АУДИО)
Арктика – это не только кладезь углеводородных и биологических ресурсов, но и инфраструктурный потенциал мирового значения. Ученые подсчитали: шельф Северного Ледовитого океана – крупнейший нефтегазоносный регион Земли. И, естественно, нефтяные и газовые гиганты не собираются упускать прибыль в сотни миллиардов долларов. Однако выкачивание денег из Арктики чревато серьезными последствиями. Технологии очистки поверхности моря и льда от нефтяных разливов сегодня нет. Поэтому, когда весь мир говорит о разработках и инновациях, необходимо еще более серьезно заниматься вопросами безопасности, говорит президент Национального института исследований глобальной безопасности Анатолий Смирнов: "Когда мы говорим "инновационное", имеем в виду, что весь мир охвачен беспрецедентной инновационной революцией. Инноватика наряду с позитивом несет в себе и угрозу. Это и события в Мексиканском заливе и "Фукусима -1" . Увы, это неизбежное следствие внедрения новых технологий. А поэтому мы должны уделить самое пристальное внимание вопросам безопасности". Сейчас один из наиболее важных инвестиционных проектов в Арктике – разработка российского Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, одного из крупнейших в мире. Его освоением займется консорциум, в который вошли российский Газпром, норвежская Statoil и французская Total. Добыча энергоресурсов – только один из этапов. Следующий – их доставка. Развитие технологий, высокие цены на сырье, растущий рынок в Китае – это только некоторые факторы, заставляющие задуматься о новых транспортных возможностях. Ответ на этот вопрос также можно найти на просторах Арктики. За изменениями климата идут и глобальные сдвиги в логистике: на Севере тают льды и открываются новые судоходные пути. В первую очередь – Северный морской путь – кратчайший маршрут между Европой и Азией, а также Европой и западным побережьем США. Этот путь идет вдоль северного побережья России. Вполне возможно, что в ближайшем будущем он станет выгодной альтернативой Суэцкому каналу. В 2009 году 70 тысяч тонн железной руды из Киркенеса были впервые транспортированы в Китай по Северному морскому пути. На все про все ушло 18 суток – в два раза быстрее, чем если бы судно отправилось через Суэц. На этой разнице сэкономлено топлива на 300 тысяч долларов. В 2011 году крупнейшая судоходная компания России "Совкомфлот" отправит "ледяной" дорогой 15 судов. Наиболее активный период навигации в регионе – лето. Впрочем, в сопровождении ледокола по Северному пути суда могут ходить круглый год. Один из участников конференции – генеральный секретарь норвежского Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen) уверен: в ближайшем будущем особое внимание в этом регионе будет уделяться и биологическим ресурсам: "Полагаю, что в ближайшие десятилетия производство продуктов питания в Баренцевом регионе будет занимать важное положение. Управление рыбными ресурсами, которыми совместно занимались Норвегия и Россия, в этом отношении является образцовым". Очевидно, что возможности, которые открывает Северный Ледовитый океан, не оставляют равнодушными и те страны, которые не имеют к нему прямого выхода. Например, в Японии и Южной Корее вовсю идут разработки технологий глубинной добычи нефти и газа во льдах. Заинтересован получить выходы к Арктике и Евросоюз, говорит глава международного Баренцсекретариата Александр Игнатьев: "Были попытки принять какой-то новый единый договор по Арктике. Были ссылки, что такой договор есть по Антарктиде. На это эксперты говорили, что в Арктике ситуация совершенно иная. В Антарктике земля ничейная, и никакой экономической деятельности там не ведется. А в Арктике есть государства, прямо выходящие к Северному Ледовитому океану. Есть целая сеть двусторонних договоров, и международное право здесь урегулировано: никакие новые договоры по Арктике не нужны. Сейчас понимание это крепнет". Стоит напомнить, что ЕС имеет выход к Северному Ледовитому океану только через Гренландию. Среди "арктической пятерки" (США, Канада, Дания, Норвегия и Россия) членом ЕС является только Дания, которой и принадлежит самый большой остров планеты. Арктическим странам удается избежать конфликтов в северном регионе. Пример тому – Россия и Норвегия. Сорокалетний спор государств завершился в прошлом году подписанием договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Как раз накануне конференции, в Осло министры иностранных дел двух стран обменялись ратификационными грамотами. Соглашение вступит в силу 7 июля. "Арктика – территория диалога" – так назывался Первый международный арктический форум, прошедший в прошлом году в Москве. Россия и Норвегия желают продолжения мирного диалога. |
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.