17-06-2011 / Голос России / Все дороги ведут в Арктику |
![]() |
![]() |
![]() |
Об Институте | ||
Все дороги ведут в Арктику
Природа сама поможет человеку в освоении Арктики. Такой вывод прозвучал на конференции "Инновационное и безопасное сотрудничество в Евро-Арктическом регионе" в норвежском Киркенесе (АУДИО)
Вследствие глобального изменения климата Арктика может стать одной из ключевых инфраструктурных артерий мира. Судя по исследованиям ученых, глобальное потепление несет России немало выгод. Одна из них - Арктика. За изменениями климата идут и глобальные сдвиги в логистике: на Севере тают льды, открывая новые судоходные маршруты. В первую очередь – Северный морской путь, кратчайший маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий по морям Северного Ледовитого океана. Потенциальный объем транзита через него оценивается в 8-12 млн тонн грузов в год. В развитии Северного пути, который станет выгодной альтернативой перегруженному маршруту через Суэцкий канал, очень заинтересованы Россия и Норвегия. Два года назад 70 тысяч тонн железной руды из Киркенеса впервые транспортированы в Китай по Северному морскому пути. "Пионером" стала крупная норвежская судоходная компания "Чуди" (Tschudi Shipping). На все про все ушло всего 18 суток – ровно вдвое меньше, чем если бы судно отправилось через Суэц. Благодаря этому компания сэкономила на топливе 300 тысяч долларов. Без тесного взаимодействия с Росатомфлотом, компании по эксплуатации и обслуживанию атомного гражданского флота России, это было бы невозможно. Tschudi Shipping заключила с Росатомфлотом контракт, по которому атомный ледокол "50 лет Победы" эскортировал норвежское судно. Развитие технологий, высокие цены на сырье, растущий рынок в Китае – лишь некоторые факторы, заставляющие задуматься о новых транспортных возможностях, считает участник конференции в Киркенесе, представитель Tschudi Shipping Генрик Фальк (Henrik Falck). "Что окажет воздействие на развитие событий в ближайшей перспективе? Первый вызов – стоимость аренды судна. Другой вызов – доступность судна с необходимым ледовым классом. Стоимость топлива и страховки также будут влиять на перспективу развития. И последнее – это пиратство. Сейчас это большая проблема в районе Суэцкого канала. Можно много всего наговорить про Россию, но пиратов в этой стране нет", - отметил Генрик Фальк. Крупнейшая судоходная компания РФ "Совкомфлот" на 2011 год наметила 15 проходов судов по Севморпути. В прошлом году этот маршрут испытало судно водоизмещением 100 тысяч тонн. Наиболее активный период навигации – лето. Впрочем, в сопровождении ледокола по Севморпути можно ходить круглый год, говорит глава информационного офиса Центра логистики Крайнего Севера Сергей Балмасов: "Есть категории судов, ледовый класс которых позволяет осуществлять самостоятельное плавание – Arc 7 и Arc 6. Они получают разрешение на плавание без ледокола". Пока по Северному пути идут тестовые рейсы. Необходимо проверить логистические и экономические возможности этого направления и завершить работу над национальной стратегией развития Арктики. При этом могут возникнуть и новые споры: Северный морской путь – это национальная или международная артерия? Впрочем, спорить с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года как минимум нецелесообразно. Она определяет 12 миль территориальных вод как экономическую зону и 200 миль как контролируемую зону со свободным судоходством, но исключительными правами конкретного государства на использование минеральных и биоресурсов. |
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.