РусскийEnglish
Владимир Козин: ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ ТЯО США? НЕТ, ПОЛНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ ОТ НЕГО PDF Печать E-mail
Публикации

Один из журналистов, присутствовавший на выступлении генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на конференции «Беседы в НАТО-2021», проведенной 19 ноября 2021 года в Берлине, спросил его о возможной реакции в том случае, если новое руководство ФРГ выскажется за полный вывод тактического ядерного оружия (ТЯО) США с немецкой земли. 

И получил недвусмысленный ответ: «Германия может решать, должно ли быть вооружение на ее территории, но альтернатива этому — ядерное оружие в других европейских странах, в том числе к востоку от Германии», — заявил глава трансатлантического альянса.

 

Кто же эти страны?

Кто эти страны – уточнения с его стороны не последовало. Тем не менее, некоторые западные эксперты предполагают, что речь в первую очередь может идти о Польше или альтернативно в Латвии, Литве и Эстонии.

Отмечается, что все они уже давно являются членами НАТО и дали бессрочное согласие на размещение американских вооруженных сил и военной техники на своей территории, а также активно участвуют в операции ВВС этого военного блока «Балтийское воздушное патрулирование» в их воздушном пространстве. Эта военная акция характеризуется не только тем, что она является круглосуточной и круглогодичной, но и тем, что в ней задействованы самолеты «двойного назначения» альянса, в том числе всех его трех ядерных государств (Великобритании, США и Франции), то есть способные нести как обычные, так и ядерные авиабомбы американского производства.

Что касается Польши, то она вполне может оказаться наиболее вероятным кандидатом на размещение американского ТЯО на своей земле.

Если обратиться к недавнему прошлому, то в декабре 2015 года с заявлением о том, что Варшава рассматривает вопрос о размещении на территории страны ядерного оружия США выступил тогдашний заместитель министра обороны Польши Томаш Шатковский. В мае прошлого года аналогичную мысль, но уже с американской стороны, уверенно высказала посол США в Варшаве Жоржетт Мосбахер.

Следует заметить, что на территории Польши и трех государств Балтии имеются возможности для размещения американского ядерного оружия. В первом случае – аэродромы и хранилища, прошедшие модернизацию, а во втором – модернизированные аэродромы.

 

Причины специфических заявлений

Подобные разговоры на ядерные темы на уровне официальных лиц Польши и Соединенных Штатов ведутся по причине усиления антиядерных настроений в Германии, где в текущем году за полный вывод американского ТЯО с немецкой территории высказались уже 86% опрошенных (для сравнения: два года назад такой шаг поддержали 59% граждан ФРГ). Очевидно, влияет и то обстоятельство, что в результате недавних общенациональных выборов в бундестаге получили места несколько ключевых политических партий, требующих то же самое.

  На упоминавшейся берлинской конференции Йенс Столтенберг всячески отговаривал будущее военно-политическое руководство Германии сохранить названные американские ядерные средства на немецкой земле, которые, мол, укрепляют стратегию ядерного сдерживания альянса. Берлин, как известно, имеет с Вашингтоном секретное «соглашение о разделении ядерной ответственности» (иное название: «соглашение о совместных ядерных миссиях» или по-английски «nuclear sharing agreement»), то есть договоренность о развертывании ядерного оружия на территории ФРГ, создание там соответствующих командно-штабных структур, обеспечение с ее стороны внешней охраны подобных объектов, а также о проведении двух видов учений ВВС с его условным применением со странами-членами НАТО, в том числе с теми, которые не имеют национального ядерного оружия.

 

Что и где развернуто?

Помимо Германии, в настоящее время американское ядерное оружие такого класса складировано на территории Бельгии, Италии, Нидерландов и Турции. Еще девять государств, а именно Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Польша, Норвегия, Португалия, Румыния и Чехия осуществляют авиаразведку, обеспечивают связь и дозаправку для самолетов-носителей с ТЯО США на борту.

  В отличие от прошлых лет подобное оружие находится под непосредственным военно-политическим контролем Соединенных Штатов. Заседание стран-членов альянса в Группе ядерного планирования НАТО не более чем ширма для демонстрации их мнимого участия в таком «планировании». Там все единолично расписывает Вашингтон.

  По западным экспертным оценкам, общее количество американских боезарядов тактического назначения, размещенных в Европе и на азиатской части Турции, составляет до 200 единиц. Но в моем представлении, эта цифра является целенаправленно заниженной американской стороной.

В ближайшее время его ядерный арсенал будет пополнен новыми ядерными авиационными бомбами B61-12, испытания которых уже закончены и их производство уже началось. По данным Федерации американских ученых, в планах Пентагона предусмотрено принять на вооружение 480 единиц таких ядерных боеприпасов. Встречались и более высокие цифры – даже до 900 штук. Максимальная мощность ядерного боезаряда B61-12 составляет 50 килотонн. Две минимальные мощности  – 0,3  и 1,5 килотонны, что позволяет США применять такие боезаряды как боезаряды «малой мощности».

Часть новых B61-12 пойдет на вооружение размещенных в Европе истребителей пятого поколения F-35 ВВС США, часть которых уже передана союзникам по Североатлантическому союзу, а некоторые из них появились на военно-воздушной базе Эмари в Эстонии. Другая часть будет размещена на аналогичных самолетах, находящихся на борту американских авианосцах, курсирующих вокруг европейского континента на постоянно-ротационной основе.

 

Что все это означает для Российской Федерации?

Такая постоянно меняющаяся ситуация в сторону дальнейших осложнений представляет реальную и перманентно растущую угрозу ее национальной безопасности.

С военной точки зрения, во-первых, относительно ее территории этот вид оружия массового поражения является ядерным средством передового базирования. Во-вторых, заокеанские ТЯО будут применяться вместе со стратегическими ядерными наступательными вооружениями Соединенных Штатов, а также одновременно с их противоракетными системами и силами общего назначения, развернутыми в Европе и вокруг нее, на основании концепции, принятой еще в мае 2012 на саммите НАТО в Чикаго. В-третьих, названные ядерные средства тактического назначения, а также средства их доставки будут модернизироваться и при нынешнем президенте Джозефе Байдене, который запросил у Конгресса на эти цели в военном бюджете на 2022 год дополнительные ассигнования. В-четвертых, обозначенные ТЯО США будут использоваться в качестве средства нанесения первого удара, который многие их непосредственные союзники по блоку «трансатлантической солидарности» и государства, не входящие в него, слезно просят «дядю Сэма» не отказываться от этой опасной стратегии.

Особенностью понижения порога применения американского ядерного оружия тактического назначения является также то, что в настоящее время в странах Североатлантического союза происходит трансформация проводимых военных учений. Если раньше такие учения с имитацией использования ядерных потенциалов и учения с задействованием обычных видов вооружений проводились отдельно, то отныне учения с привлечением обычных вооружений, как правило, завершаются с условным применением тактических ядерных боезарядов.

Нельзя не учитывать и следующее обстоятельство: если тактические ядерные авиабомбы будут загружены на тяжелые стратегические бомбардировщики США, то они сразу же приобретают стратегический характер вследствие единственного общепринятого критерия определения типов ядерных вооружений – дальности их доставки. Здесь же – для справки: президент Джозеф Байден возобновил полеты такой авиации, активно продолженных его предшественником Дональдом Трампом, в зоне Балтийского и Черного морей, вблизи Калининградской области и Республики Крым. В этой связи представляется нецелесообразным использовать термин «нестратегические ядерные боезаряды» как эквивалент ТЯО. Который был придуман американской стороной  для сокрытия двойного предназначения таких видов вооружений: как тактического назначения, ели они буду установлены на истребители-бомбардировщики средней дальности, или как стратегического назначения, если они будут погружены на тяжелые стратегические бомбардировщики США. Внедрение такого термина было специально придумано Пентагоном и Государственным департаментом для того, чтобы исключить из баланса СНВ тактические ядерные боезаряды, которые будут использованы стратегическими носителями.

С политической точки зрения, факт развертывания американского ТЯО в Польше или в государствах Балтии будет считаться грубым нарушением Основополагающего акта, подписанного между Россией и странами НАТО 27 мая 1997 года. Конкретно: раздела IV, названного «Военно-политические вопросы».

А в нем зафиксировано весьма подробное положение: «Государства-члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. Это включает тот факт, что НАТО приняла решение о том, что не имеет намерений, планов или причин создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия. Под местами хранения ядерного оружия понимаются специально предназначенные для размещения ядерного оружия объекты, включающие все виды защищенных наземных и подземных сооружений (хранилищ и устройств), предназначенных для хранения ядерного оружия».

Странно, что на конференции в Берлине Йенс Столтенберг заявил, что этот Основополагающий акт с Россией уже не действует. А кто это решил и на каком основании? Кому-то в штаб-квартире НАТО мешает процитированное положение, сдерживающее ядерные амбиции Вашингтона?

Если же говорить с международно-правовой точки зрения, то сам факт размещения ядерного оружия США за их пределами на территории неядерных государств является однозначным нарушением первой статьи  Договора о нераспространении ядерного оружия, а со стороны последних, давших согласие на такое его размещение, представляет собой прямое нарушение второй статьи этой краеугольной международной договоренности, блокирующей расползание ядерных арсеналов по земному шару.

 

Резюме

Российская позиция по американскому тактическому ядерному оружию – независимо от того, на территории каких иностранных государств  оно уже развернуто или планируется к развертыванию,  – остается неизменной. Оно должно быть не передислоцировано в какие-то части Европы, а возвращено на континентальную часть Соединенных Штатов без каких бы то ни было оговорок и предварительных условий.

То есть, оно должно находиться там, как и российское ТЯО – не за пределами России, в каких-то других государствах, а исключительно на собственной территории. В данном случае на территории США.

 

 Владимир Козин- член-корреспондент Академии военных наук России Российской Академии естественных наук, Вице-президент НИИГлоБ.

 

127018, Россия, г.Москва, ул.Двинцев, д.8, офис 1,

тел.: +7 (985) 776-59-99, +7 (495) 656-20-14, +7 (916) 304-30-00

факс: +7 (495) 605-29-61, info@niiglob.ru, www.niiglob.ru

Яндекс.Метрика
Copyright © 2024. НИИГлоБ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Designed by Shape5.com

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.

S5 Box

Авторизация

Регистрация

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.